Дмитрий Ионин (ionin_sr) wrote,
Дмитрий Ионин
ionin_sr

Categories:

Пчелы против меда. Директор «ТрансСиб-Урала» Мазуркевич объявил себя еще и борцом с коррупцией

С удивлением прочитал на сайте «Вести-Урал»: «Буквально через месяц в области появится центр, куда могут обратиться те, с кого требовали взятку. На Урале, как и по всей России, создаются центры "Антикоррупции". «Жаловаться можно абсолютно на все. Коррупционные схемы – это ржавчина, которая проела весь организм государства в абсолютно любой сфере», — заявил руководитель центра "Антикоррупция" Виктор Косинов». Идея создания подобной организации появилась после недавней пресс-конференции, на которой обсуждалось нашумевшее письмо певца Макаревича. В мероприятии приняли участие главный единорос Виктор Шептий, руководитель Союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков и генеральный директор группы компаний «ТрансСиб-Урал» Сергей Мазуркевич.

Согласитесь, весьма удивительно участие в подобном социально-политическом мероприятии директора отдельно взятой частной фирмы, да еще и с такой сложной и запутанной историей ведения бизнеса. Однако факт остается фактом, и уже на следующий день объявляется о создании некоего антикоррупционного центра, который возглавил заместитель генерального директора «ТрансСиб-Урала» Виктор Косинов. Не иначе как у нас «ТрансСиб-Урал» из коммерческой фирмы собрался превратиться в общественную организацию по борьбе за всеобщее народное благо. Удивительно? Ничуть, максимальное возможное заполнение общественно-политического поля на сегодня единственная возможная для г-на Мазуркевича тактика по спасению собственного бизнеса. Судите сами. В этом году Законодательному Собранию области, исполнительной власти и РЖД удалось сдвинуть с места многолетнюю проблему искусственного дефицита вагонного парка и завышения стоимости железнодорожных перевозок. В первую очередь это произошло благодаря отмене дорожно-кольцевых маршрутов и ликвидации схемы по участию фирм-посредников в распределении железнодорожных вагонов. Крупнейшим таким посредником являлась фирма «ТрансСиб-Урал», контролируемая братьями Мазуркевичами.    

Никто особо не скрывал, что Сергей Мазуркевич находился в очень хороших отношениях с тогдашним председателем Правительства области Анатолием Грединым и Министром транспорта Геннадием Маренковым. Я подробно писал о фактах лоббирования интересов «ТрансСиб-Урала» путем прямого вмешательства областной власти в вопросы распределения вагонов. «ТрансСиб-Урал», открыто называемый в СМИ «фирмой Мишарина», с учетом мощной поддержки смог получить в управление 70-85% вагонного парка «Второй грузовой компании» (ВГК) в Свердловской области. В результате фирма-посредник начала зарабатывать сумасшедшие деньги (подробно писал тут, до 163% наркутки к стоимости перевозок!) фактически просто перевыставляя счета, так как движением и подачей вагонов все равно занимались РЖД и ВГК. 

В условиях расследования Заксобранием фактов завышения стоимости перевозок, к которому активно подключались средства массовой информации, ситуацию удалось переломить. После вмешательства руководителей РЖД и московского начальства ВГК, а также смены власти в Свердловской области, частично удалось заставить работать напрямую с предприятиями-производителями само ОАО «ВГК», а часть вагонов были переданы в управление Свердловской железной дороги. Показателен пример одного из крупнейших перевозчиков области - предприятия «Ураласбест». Во второй половине 2011 года градообразующее предприятие в моногороде Асбест из 40 тыс. заявленных к вывозу вагонов смогло получить меньше 3 тыс., а теперь ежемесячно получают все заявляемые 2 500 – 3 000 вагонов. В ответе на мой депутатский запрос факт снижения остроты проблемы с вагонами подтверждает и областное отделение Союза промышленников и предпринимателей: «В настоящее время мы отмечаем заметное снижение остроты вопросов обеспечения вагонами предприятий Свердловской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года» (письмо РОР СОСПП от 21.08.2012 №46-7/12). Также в Союзе отмечают формирование адекватного механизма взаимодействия между грузоотправителями и вагонными операторами.



Таким образом, довольными оказались все, кроме господина Мазуркевича. Памятуя о том, насколько ранее ему помогала поддержка власти, он решил постараться частично возвратить себе административный ресурс в надежде вернуться на рынок железнодорожных перевозок. Для реализации этой цели Сергей Мазуркевич активно вкладывается в общественную деятельность. В публикациях СМИ он представляется теперь не коммерсантом, а председателем правления Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области. На самом деле это существенное преувеличение. Достаточно зайти на сайт Союза, чтобы увидеть, что председателем правления является Надежда Перевалова. Правда Мазуркевич действительно замещал Перевалову в ранге и.о., при этом, не являясь даже рядовым членом правления. Уровень доверия руководителя Союза Анатолия Филиппенкова к Мазуркевичу настолько огромный, что он проигнорировал всех 63 членов правления и наделил властью, пусть и временной, рядового члена Союза. Интересно, а как на это смотрит Устав организации? Впрочем, г-н Филиппенков даже не стесняется своих близких отношений с Мазуркевичем:

«Сергей Мазуркевич раньше успешно работал с Грединым. Власть сменилась. Идет передел рынка. Для нашего союза важно, что Сергей Мазуркевич входит в совет Союза промышленников и предпринимателей области во главе с Пумпянским. В эту организацию входят более крупные предприятия, и нам нужны такие связи», – объясняет Анатолий Филиппенков. При этом, как пишет «Правда УрФО», Филиппенков подтверждает, что знаком с претензиями предприятий-грузоотправителей и Федеральной антимонопольной службы к «ТрансСиб-Уралу», но решения о кадровых перестановках в союзе – в отношении Сергея Мазуркевича – готов рассматривать только после приговора суда.

филиппенков
Руководитель Союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков (на фото справа)

Еще одной важной инвестицией в общественную деятельность является назначение того же Виктора Косинова руководителем регионального отделения Ассоциации «Недра». Члены уральского отделения «Недра» ранее открыто и жестко критиковали действия гендиректора «ТрансСиб-Урала». Фактически «Недра» стали той общественной площадкой, которая помогала грузоотправителям бороться с дефицитом вагонов и даже откровенным шантажом со стороны перевозчиков. Если ты не можешь что-либо победить, то возглавь. Мазуркевич принялся двигать своих приближенных во главу окружного отделения ассоциации. В знак протеста грузоотправители массово вышли из «Недр» и создали независимую организацию «Ассоциация карьеры Урала» (которая по объему перевозки грузов своими членами стала практически сопоставима со всеми «Недрами»). В итоге в местном отделении «Недр» остались лишь аффилированные с Мазуркевичем фирмы - ООО «Инертные материалы», ООО «Билимбаевский каменный карьер», ООО «Каменный карьер». Из крупных предприятий оттуда не вышел только «Ураласбест», но они четко заявили, что являются членами федеральных «Недр», а не местного отделения, превратившегося в еще одно аффилированное с «ТрансСиб-Уралом» юрлицо. Зато теперь Мазуркевич и Косинов имеют возможность утверждать, что выступают от имени предприятий-грузоотправителей, которые вдруг якобы резко захотели возврата к временам дефицита вагонов и их высокой стоимости.

Итого за несколько месяцев Мазуркевич и его заместитель частично или полностью поставили под контроль деятельность следующих общественных организаций:
* Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области
* Уральское отделение ассоциации «Недра»
* Областной центр «Антикоррупция»

Для чего все это? Используя эти общественные площадки, Мазуркевич пытается пролоббировать вопрос о лишении СвЖД вагонов (так называемых ВСП-вагонов) и вернуть их обратно ВГК, то есть, в управление «ТрансСиб-Урала». Сделать это г-н Мазуркевич хочет путем отмены постановления Правительства о передаче вагонов ВГК в управление РЖД. Также он настаивает на введении квот на вагоны, чтобы ограничить свободу действий СвЖД. Грузоотправителей подобная перспектива очень пугает.

«В течение 2012 года многие карьеры заключили прямые договоры с железной дорогой. Вернуться к прежней схеме проблематично. Самыми пострадавшими от нее оказались как раз «лесники» и «рудники». С «ТрансСиб-Уралом» сам раньше не сталкивался. Бог миловал. Введение квот – это не их дело. Насколько я знаю, деятельностью этой компании сейчас очень интересуется транспортная прокуратура. Так что если в компании Мазуркевича хотят что-то менять, вводить квоты, пусть начнут с себя», – рассказал «Правде УРФО» директор компании «Щебень Полуночного» Владислав Черанёв.

«Сейчас вагонов в избытке. Их едва ли не насильно суют. Квоты – это абсолютный бред. Мазуркевич со своими предложениями отстал на год. В услугах Мазуркевича уже никто не нуждается, и это его бесит. Вот он и пытается опять что-то возглавить. Сейчас он активно сотрудничает с союзом стройиндустрии области. От имени этой организации даже пришло письмо, где речь также идет о квотах, а в конце послания рекомендуется рассмотреть «ТрансСиб-Урал» в качестве выгодного перевозчика», – добавляет Виталий Федотов, директор перевозчика «Северснабкомплект».

Интересно будет посмотреть, насколько эффективными будут подобные инвестиции Мазуркевича и его окружения в общественно-политическую деятельность. Уже сегодня у него появилась возможность заходить в высокие кабинеты и лоббировать проведение мероприятий вплоть до совещаний у первых лиц области. Задача тут одна и она понятная – отменить решение о передаче вагонов в управление Свердловской железной дороги. Однако я очень надеюсь, что новые возможности Мазуркевича не смогут застелить глаза нашим властям. Не настолько у них короткая память, чтобы забыть о том бардаке, который творился недавно на дороге. Комментируя расследование уголовного дела по ч.1 ст.201 УК РФ, о котором я подробно писал ранее, Уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин прямо напомнил про ситуацию годичной давности, когда «ВГК и железная дорога создали для грузоотправителей ситуацию искусственного дефицита вагонов, передав подвижной состав одной фирме-посреднику. Такие действия привели к устранению конкурентов-предпринимателей на рынке операторских услуг. В результате фирма, которой были переданы вагоны, длительное время извлекала сверхприбыль, чиня ущерб, как грузоотправителям, так и РЖД».


Tags: забавно, заксобрание, транспорт, транссиб-урал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment