Дмитрий Ионин (ionin_sr) wrote,
Дмитрий Ионин
ionin_sr

Categories:

«Мы их в дверь, они в окно…»

УралПолит.ру написало: «Генеральный директор группы компаний «ТрансСиб-Урал» Сергей Мазуркевич избран на пост вице-президента Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области... В новой должности Сергей Леонидович выступил с предложением о создании в структуре союза rомитета по транспорту и логистике. По его словам, «ТрансСиб-Урал» как крупнейшее предприятие – член Союза в транспортной сфере   готов оказывать коллегам содействие в сфере грузоперевозок как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, а также консультировать по вопросам международных грузоперевозок и страхования грузов и помогать при решении вопросов складской логистики».

Честно говоря, очень смущает меня готовность оказывать «содействие в сфере грузоперевозок». Ранее я неоднократно писал о скандале вокруг завышения стоимости железнодорожных перевозок и создания искусственного дефицита вагонов:

·         Проблема стоимости железнодорожных перевозок в Свердловской области

·         Выступление на Заксобрании по вопросу "ТрансСиб-Урала"

·         "ВГК поставила под угрозу работу градообразующих предприятий Урала"

·         Организуем депутатские слушания

·         Своим — зеленый семафор: тема "ТрансСиб-Урала" закрепилась в общеобластной повестке дня

·         Завышение железнодорожных тарифов или польза для промышленности региона?

·         И снова о работе Министерства транспорта

·         Снижение железнодорожных тарифов. Временные достижения

В настоящее время, в рамках подготовки к депутатским слушаниям, вместе с группой депутатов занимаюсь сведением воедино всей информации по «ТрансСиб-Уралу». Видимо придется направить копию этого доклада также в Союз малого и среднего бизнеса и его членам, для понимания специфики работы их нового вице-президента. Впрочем, учитывая, что некоторые заинтересованные лица и так читают этот блог, выкладываю краткую справку:



      ООО «ТрансСиб-Урал» (ИНН 6658240436). Центральный офис расположен по адресу: г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 8 ТЦ «Лимеранс», 8 этаж. Складские помещения и автохозяйство находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новинская, 2. Директор и учредитель Мазуркевич Сергей Леонидович, 26.07.1969 г.р., урож. г. Самтредиа (Грузия). 
      Активную работу на рынке перевозок строительных грузов компания начала в 2007 году. Занимались перевозками порожними вагонами ОАО «Первая грузовая компания» (далее – ПГК), направляемыми на Кузбасс для перевозки угля. В 2008 году при помощи ряда бывших сотрудников Свердловской железной дороги компании удалось получить эксклюзивные условия сотрудничества с ПГК, получив в аренду большую часть вагонного их парка. При этом часть производителей строительных материалов потеряла возможность заключать прямые договоры с ПГК. В результате нарушался принцип гарантированного и недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, установленный постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. №384.
      «ТрансСиб-Урал», в условиях потенциальной угрозы дефицитом вагонов, не только предоставлял карьерам свои посреднические услуги, но и настаивал на передаче контрактов на продажу стройматериалов. В результате целый ряд щебеночных карьеров Свердловской области продавали свою продукцию через ООО «Транссиб-Урал» и связанные с ним предприятия на условиях последних. 
      При этом «ТрансСиб-Урал» пользовался существенными льготами во взаимоотношениях с ПГК. Некоторые связывали это с хорошими отношениями с Асатуровым Игорем Альбертовичем, занимавшим на тот момент должность первого заместителя гендиректора ПГК. В результате «Транссиб-Урал» получал скидку в 10-20% к базовому тарифу 10.01. При этом, по прямым договорам с ПГК предприятия-производители готовы были работать с наценкой в 20-30% к базовому тарифу 10.01., однако по непонятным причинам ПГК работала на существенно менее выгодных для себя условиях с «ТрансСиб-Уралом». 
      В ответ несущие существенные финансовые потери карьеры для перевозки грузов начали брать в аренду вагоны других собственников. Но сформированные таким образом составы простаивали неделями, так как сотрудниками СвЖД, связанными с дирекцией управления движением, направлялись ДСП-телеграммы начальникам станции с требованиями обеспечить приоритетный проезд составов, сформированных из вагонов находящихся в аренде ООО «ТрансСиб-Урал». Также для Мазуркевича С.Л. были важны хорошие отношения с Одайским Михаилом Федоровичем (до марта 2011 года - начальник Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания СвЖД). В результате подобное положение дел на рынке железнодорожных перевозок привело к существенному удорожанию строительных материалов в Свердловской области в конце 2010 – начале 2011 года. 
      Ответные действия грузоотправителей через Ассоциацию производителей нерудных материалов «Недра» и обращения в ФАС, органы прокуратуры, Правительство РФ и ОАО «РЖД» привели к тому, что ответственным должностным лицам поступило прямое указание прекратить работу с ООО «ТрансСиб-Урал» в связи с подготовкой к продаже ПГК частному собственнику.
      Не желая терять высокодоходный бизнес, Мазуркевич С.Л. начинает сотрудничать с директором екатеринбургского филиала ОАО «Вторая грузовая компания» (далее - ВГК) Шариным Михаилом Евгеньевичем, вновь выстраивая схему по получению вагонов на льготных условиях. ООО «ТрансСиб-Урал» смогло получить в арену порядка 70-85% вагонного парка ВГК в Уральском регионе. В условиях вновь образовавшегося дефицита вагонов ООО «ТрансСиб-Урал» сдавал вагоны ВГК в субаренду с наценкой 60-75% к базовому тарифу 10.01. У предприятий, которые настаивали на прямых договорах с ВГК, складывались невыносимые условия работы. Согласно письму в адрес Президента ОАО «РЖД» Якунина В.И. №2/11 от 27.12.2011г. за последние пять месяцев 2011 года ОАО «Ураласбест» было заявлено 40 657 вагонов, а согласовано к отгрузке 2 3230 (5,7%). ОАО «Уралнеруд» ежемесячно заявлялось 2 000 полувагонов, к отгрузке было получено не более 200 (10%). 
      При этом со стороны должностных лиц регионального Правительства регулярно предпринимались попытки официально зафиксировать особое положение ООО «ТрансСиб-Урал» на рынке региональных перевозок. 14 февраля 2011 года прошло совещание под председательством Полномочного представителя Президента РФ в УрФО, на котором областной премьер Гредин Анатолий Леонидович озвучил необходимость создания регионального перевозчика который, получая преференции по перевозке высокодоходных нерудных материалов, будет дополнительно заниматься перевозками лесных грузов (при том, что на 15 тыс. вагонов нерудных материалов в месяц на СвЖД приходится лишь 500 вагонов лесных грузов). В ответ вице-президент ОАО РЖД по перевозкам Лемешко В.Г. заявил, что данная инициатива противоречит законам РФ и Уставу ОАО РЖД. Однако, инициативу превращения ООО «ТрансСиб-Урал» в базового регионального перевозчика продолжил продвигать теперь уже Министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Маренков Геннадий Васильевич. Стоит обратить внимание на многочисленные совещания, где обсуждались различные преференции для «ТрансСиб-Урала»: 
      • Совещание по рассмотрению вопроса о целесообразности создания операторской компании на базе ООО «ТрансСиб-Урал» от 05 апреля 2011 года под председательством Маренкова Г.В. Решение (п.2): Отраслевым союзам в Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской бласти представить свои предложения о целесообразности создания региональной компании на базе ООО «ТрансСиб-Урал».
Председательствующий на совещании Министр транспорта предлагает закрепить монопольное положение на рынке за компанией, которая является всего лишь простым посредником, сдающим в субаренду вагоны ВГК.
      • Заседание транспортной комиссии по вопросам повышения эффективности взаимодействия предприятий  Свердловской области с ОАО «РЖД» №29 от 29 апреля 2011 года под председательством Маренкова Г.В. Решение (п.4): Рекомендовать отраслевым союзам совместно с промышленными предприятиями Свердловской области подготовить консолидированное мнение о целесообразности создания региональной операторской компании на территории Свердловской области и принципы ее работы.
Речь снова идет о том, чтобы наделить «ТрансСиб-Урал» преференциями и закрепить их положение на дороге. Это делается для того, чтобы узаконить существующий порядок, когда на основании ДСП-телеграмм начальникам станций при проезде вагонов «ТрансСиб-Урала» останавливается движение других поездов.
       • Заседание транспортной комиссии по вопросам повышения эффективности взаимодействия предприятий  Свердловской области с ОАО «РЖД» от 14 ноября 2011 года под председательством Маренкова Г.В. Решение (п.4): Рекомендовать собственникам подвижного состава (ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», Свердловскому ЦФТО, оперирующему частью вагонов собственности ОАО «ПГК», ОАО «ВГК» и ОАО «ТрансСиб-Урал») в приоритетном порядке выделять вагоны непосредственно промышленным предприятиям Свердловской области – производителям продукции, а не операторам посредникам.
      То, что Министерство говорит о необходимости выделения вагонов предприятиям – это очень важно, но возникает вопрос, на каком основании они в один ряд перечисляют собственников вагонов ПГК и ВГК и того самого оператора-посредника «ТрансСиб-Урал».
      С учетом того, что усилиями предприятий-грузоотправителей и депутатов Законодательного Собрания Свердловской области сегодня инициированы проверки ФАС, транспортной прокуратуры и внутренние проверки в ОАО «РЖД», а также в условиях кадровых изменений в ДЦФТО СвЖД (смена начальника, переход Одайского М.Ф. в Москву), стоимость перевозки грузов снизилась. Сегодня «ТрансСиб-Урал» предоставляет предприятиям-производителям вагоны с наценкой 40% к тарифу 10.01, что примерно соответствует условиям, по которым вагоны предоставляет само ОАО «ВГК» (правда общие условия «ТрансСиб-Урала» не касаются и вагоны «ВГК» им предоставлялись с наценкой в 5%). Кроме того, в условиях расследования завышения стоимости перевозок частично удалось заставить работать напрямую с предприятиями-производителями и само ВГК. Впрочем, директор «ТрансСиб-Урала» Сергей Мазуркевич проводит активную работу с предприятиями-производителями с позиции «для меня настали непростые времена, а не будет у меня вагонов – их не будет и у Вас». А ведь производители нерудных материалов опасаются именно такой постановки вопроса - летом начнется активная перевозка угля и они боятся, что уйдя от «ТрансСиб-Урала» они не смогут в этот период получить вагоны в ВГК. Вот только нет гарантий, что подписавшись дальше работать через «Транссиб-Урал», после окончания всех проверок стоимость перевозок для них не вернется на уровень второй половины 2011 года. В частных беседах руководители предприятий-производителей подтверждают, что видят такую опасность, именно поэтому в официальных документах фиксируют тот факт, что «сохраняют за собой право заключить прямой договор с ОАО «Вторая грузовая компания». Вот только дадут ли им такую возможность?!

Tags: транспорт, транссиб-урал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments