Дмитрий Ионин (ionin_sr) wrote,
Дмитрий Ионин
ionin_sr

Categories:

Почему в Перми проезд стоит 13 рублей? Итоги рабочей поездки

На прошлой неделе вместе с депутатом Госдумы Александром Бурковым ездили в рабочую поездку в Пермь. Поездка состоялась в рамках деятельности движения «За проезд!» по изучению опыта соседних областных центров, стоимость проезда в общественном транспорте которых значительно дешевле, чем наши екатеринбургские 23 рубля за одну поездку.

Первое, что бросается в глаза, когда заезжаешь в Пермь, существенно отличающийся от нас автобусный парк. Ездят Man, Scania, Mercedes. Икарусов и Газелей не видел ни одной. Троллейбусы и трамваи в большинстве своем низкопольные, удобные для посадки инвалидов, пожилых людей, мамочек с колясками.

В рамках поездки мы провели встречу с ответственными за транспорт работниками Администрации и Городской Думы Перми. Нас встречали и.о. замглавы города Николай Уханов, возглавляющий функционально-целевой блок «городское хозяйство», руководитель департамента дорог и транспорта Денис Гвоздев и сотрудник аппарата Гордумы Лев Гершанок. Участие представителя Гордумы не случайно, ведь в Перми именно этот орган определяет тарифы на проезд. То есть, если у нас максимальная цена проезда устанавливается чиновниками из Региональной энергетической комиссии, то здесь ответственность на себя берут депутаты. Как рассказывают, в ноябре-декабре прошлого года здесь развернулась настоящая политическая борьба вокруг вопроса повышения цены, в итоге повышение состоялось, но всего на 1 рубль, с 12 до 13 рублей за одну поездку. Это вполне объяснимо, ведь вопрос открыто обсуждается на Думе, и депутатам нести персональную ответственность за повышение цены перед избирателями, в отличие от наших чиновников, принимающих решение в тиши своих кабинетов.

Итак, проезд на всех видах транспорта в Перми стоит 13 рублей. Никаких «Е-карт» здесь нет – обычные проездные старого образца. Всем льготникам, для которых функционирует муниципальный социальный проездной, пермская администрация просто компенсирует деньгами его стоимость. И никакой неразберихи в расчетах с транспортниками, никаких долгов и споров. Никаких вечно «неработающих» валидаторов. Кто-то скажет, что бумажные проездные – это каменный век?! Но Вы вспомните, как в Екатеринбурге реализован проект электронного проездного «Е-Карта», направленный скорее не на упрощение жизни пассажиров, а на обогащение частной фирмы (кто не в курсе, за услуги «Е-Карты» берут 5% от стоимости поездки + еще 1,25% берут за ежедневный перевод денег на счет перевозчика + еще 1,75% получает за каждую транзакцию «Газпромбанк». Итого – 8%). Кроме того, существуют льготы по оплате проезда для пенсионеров, школьников и студентов.

20130527_134902


Как рассказал Николай Уханов, 83% процента всех пассажирских перевозок в Перми осуществляют частные предприятия, а муниципалитет, в лице Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) контролирует лишь 17% рынка (это 19 маршрутов). Для сравнения в Екатеринбурге рынок монополизирован муниципалами, доля которых в перевозках составляет 91,7%. При этом частникам для работы предоставляется муниципальная инфраструктура, в частности  автопарки, один из которых мы также посетили. В автопарке соседствуют 10-15 частных перевозчиков, которые часто кооперируются между собой. Например, если один из перевозчиков купил оборудование для ремонта, то другие берут у него в аренду, так получается дешевле.

Sequence 01.Still003
В Администрации Перми

Впрочем, есть и нюансы. Из порядка 100 хозяйствующих субъектов на этом рынке, более половины не зарегистрированы в самой Перми. Причина – коэффициент ставки ЕНВД. В Перми коэффициент 1, а в ближайших муниципалитетах – 0,1. Естественно перевозчики стараются на этом экономить.

Регулировщиком и координатором всего транспорта в Перми выступает муниципальная «Центральная диспетчерская служба» – интерактивный центр. Уже несколько лет каждая транспортная единица на маршруте оснащена системой спутникового слежения. Раньше это был GPS, теперь, в соответствии с требованиями законодательства, ГЛОНАС, Стоит какому-то автобусу выбиться из утверждённого графика более чем на три минуты – тут же поступает сигнал, и на линию выводят резервная единица транспорта. В каждом автобусе или трамвае стоят камеры видеонаблюдения, изображение с которых поступает в компьютерный центр.

Пассажиропоток в Перми составляет 290 млн. перевозок в год, это больше чем в Екатеринбурге (около 250  млн. в год), несмотря на то, что население Перми всего около 1 миллиона человек. Просто здесь проезд более доступен горожанам, и они активно пользуются транспортом. Сразу вспоминаются жалобы администрации Екатеринбурга на то, что необходимо поднимать стоимость проезда, так как растут убытки, связанные с падением пассажиропотока.  Но ведь при повышении цены пассажиропоток упадет еще сильнее и придется снова повышать. Пермь в этом вопросе идет другим путем, и проблем с пассажиропотоком тут нет.

20130527_134547
Бывшая муниципальная автобаза передана в аренду частным компаниям

При этом в городском бюджете предусмотрены дотации для ТТУ и социальных низкорентабельных маршрутов (с рентабельность менее 10%, это 37 маршрутов из 74). Получается существенная сумма: 524 млн.рублей на дотации ТТУ и 193 млн.рублей частным перевозчикам. Заметьте, при бюджетных показателях, меньших чем в Екатеринбурге (бюджет Перми около 22 млрд.рублей), деньги для этого там находят. При этом, по экономическим выкладкам, говорят, что при стоимости в 16 рублей, дотации вообще были бы не нужны.

После встречи в администрации Перми, работы с документами и поездки на автобазу, мы, в порядке эксперимента, решили сами проехать на местном общественном транспорте. Проехали несколько остановок на автобусе, вернулись обратно на трамвае. Поговорили с пермяками. Народ, когда узнавал, сколько у нас проезд стоил, был просто в шоке: «Вы наверное там, в Екатеринбурге, очень богатые, раз столько платите!».

Sequence 01.Still020
В пермском трамвае. Едем за 13 рублей.

После возвращения из Перми у меня завязалась дискуссия с двумя блогерами, глубоко знакомыми с проблематикой общественного транспорта. Он убеждали, что опыт Перми губителен, ведь автобусы там хоть и иностранные, но не новые, а гнаться за дешевым проездом не стоит, ведь это не даст обновлять транспортную систему и подвижной состав. Моя позиция тут однозначна. В Екатеринбурге и при 23 рублях никто ничего не обновляет, как ездили, так и ездят убитые Икарусы и всякие Газели.  О том, что в Екатеринбурге городской транспорт безнадежно устарел говорит  и сама Администрация города - средний возраст муниципального парка автобусов – 10 лет (при нормативе 10 лет), средний возраст трамвайного парка – 28,4 лет (при нормативе 18 лет), а троллейбусного парка – 16,5 лет (при нормативе 11 лет). Из 458 трамваев имеют 100% износ 413 единиц (91 % от общего трамвайного парка), из 250 троллейбусов – 191 единица (76 % от общего троллейбусного парка), из 515 автобусов – 202 единиц (39 % от общего автобусного парка).

Sequence 01.Still008
С руководителем департамента дорог и транспорта города Перми Денисом Гвоздевым

Кроме того, самое главное в общественном транспорте – его доступность. Мы видим цифры пассажиропотока в Перми и понимаем, что им удалось то, о чем наша мэрия радеет только на словах – создать условия для того, чтобы жители отдавали приоритет поездкам на общественном транспорте, а не на личных автомобилях, что положительным образом влияет на транспортную ситуацию в городе.

Tags: Бурков, за проезд!, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments